РАЗ В ТЫСЯЧУ ЛЕТ
Абсолютно ничто не предвещало в то утро никаких событий. Владимир
Иванович Беззубкин, а для друзей и для себя самого просто Вовочка,
сорокапятилетний поэт областного масштаба, проснулся в
безукоризненном расположении духа. Киску, свернувшуюся под одеялом,
он будить не стал, а сразу прошел на кухню и стал варить кофе.
Потом, когда кофейный дух растекся по квартире, Вовочка побрился, не
без удовольствия рассматривая себя в зеркале. Зеркало украшал
трафарет: 'Разговор не более 3-х минут!' Раньше оно висело в
каком-то учреждении у внутреннего телефона. Такого рода таблички и
плакатики были Вовочкиной невинной страстью. Так, гостиную его
украшали строгие плакаты 'Бдительность - прежде всего!' и 'Не
оставляйте секретных документов в местах, не обеспечивающих их
сохранность и доступ к ним посторонних лиц!', таблички: 'Мест нет',
'Столик не обслуживается' и 'Штраф 50 рублей'. Кухня пестрела
предупреждениями: 'Осторожно, работают люди!', 'Опасная зона!', 'Не
стой под грузом!', 'Стой!' и 'Не прислоняться!'. Что касается
ванной, то на двери ее висела огромная жестянка: 'За буйки не
заплывать!!!'
Вылив кофе, Вовочка слегка взлохматил шевелюру и пошел к выходу - у
него были свои поэтовы дела в издательстве. На двери красовался
светящийся транспарант: 'Выхода нет!' С лестничной площадки
доносился крутой аромат Борща - именно Борща с большой буквы,
густого, ароматного, с косточкой. Вовочка открыл дверь и вышел...
Черта с два. Никуда он не вышел. Он толкнул дверь и ВОШЕЛ вновь в
свою собственную квартиру. Это из нее тянуло борщом, на кухне
раздавались обычные кухонные звуки и доносились оттуда голоса, и
один из голосов принадлежал законной его Вовочкиной, жене Эльвире,
которая в настоящий момент быть на кухне никак не могла, потому что
находилась в городе Гагра, на побережье далекого отсюда Черного
моря:
-
Пришел? - крикнула Эльвира.- Наконец-то! А то мы тут ждем, не
дождемся... - и те, на кухне, рассмеялись непонятно, но громко.
Вовочка оглянулся назад: там, за незакрытой дверью, тоже была его
квартира, и в рифленом стекле двери спальни преломлялось что-то
легкое и розовое - то есть не что-то, а Киска в пеньюаре. Киска
встала и сейчас выглянет сюда, и увидит...
Вовочка захлопнул дверь, замок щелкнул.
-
Чего ты возишься? - воззвала Эльвира. - Помочь тебе, что ли?
И в
этот момент грянул телефон. Он стоял здесь же, в коридоре, на
полочке, только руку протяни, но Вовочка руку не протягивал. Он
смотрел на телефон, как на бомбу, как на змею, поднявшуюся на
хвосте, и ему становилось все страшнее, страшнее - пока не сделалось
почти все равно...
- Да
возьми же ты трубку! - крикнула раздраженно Эльвира.- У меня руки
мокрые! - и те, на кухне, опять непонятно почему захохотали.
Невесомой рукой Вовочка взял невесомую трубку. В ней раздались шаги,
тяжелые и медленные, шуршание, и ровный, без выражения, голос
сказал:
-
Дом окружен. Сопротивление бесполезно. Сдавайтесь. Вам гарантируется
безболезненная эвтаназия и сохранение личного имущества.
Голос смолк, и в тишине остались только тоскливые далекие звуки:
будто скрипела где - то калитка да завывал в проводах ветер.
Колени Вовочки подогнулись, и он по стенке сполз на пол...
- Да
что же это такое?!- с тревогой в голосе кричала Эльвира.- Что там у
тебя? Случилось что-нибудь? Почему ты молчишь? Я сейчас...
-
Ничего - хотел сказать Вовочка, но 'ничего' у него не получилось, а
получилось что-то вроде ' ч а в! '
-
Посмотри-ка сходи, - велела Эльвира кому-то из своих кухонных
компаньонов.
Раздались шаги, шаги вышли в коридор - вышли сами по себе, никого
при них не состояло, ни тела, ни ног,- постояли, подошли совсем
близко, так, что Вовочка ощутил живое тепло и запах чеснока, колбасы
и водочного свежачка, невидимые руки взяли с пола пикающую трубку и
вернули се на рычаги...
-
Никого тут нет,- сказал над Вовочкой глуховатый голос.- А трубка на
полу лежит. Странно.
-
Странно,- близким голосом откликнулась Эльвира.
Шаги
прошли сквозь Вовочку, дверь открылась в гулкую пустоту лестницы.
-
Никого,- подтвердила Эльвира.
-
Странно,- откликнулся глуховатый голос.
- Ну
просто очень странно,- подтвердил еще кто-то.- Я читал, что так
бывает. Только я забыл, как называется. Иностранное ученое слово.
Шаги вернулись на кухню.
- Ну
так я вам говорю,- громче, чем прежде, заговорила Эльвира. - Я,
говорю, эти ваши намеки гнусные очень даже хорошо понимаю. Но,
говорю, сейчас прямо ничего отвечать не буду. Я, говорю, подожду -
вот обстоятельства созреют, как надо, вот тогда я и отвечу по форме
номер восемь...
И
тут за дверью раздался крик. Кричала женщина. Кричала Киска. Кричала
так, что Вовочка съежился и стал ждать всего, что только может быть.
'А-а-а!- кричала Киска,- уберите это от меня!!!'
Вот
сейчас, представлялось Вовочке, в щепки разлетится дверь и
просунется зеленая чешуйчатая лапа... Киска кричала долго, может
быть, полчаса, потом стала замолкать, страшно, нечеловечески
замолкать - будто душа уже отлетела, а тело еще кричит, исходит
криком... Вовочка, не смея зажать уши, потихоньку отползал от двери,
пока не оказался под самой дверью кухни. Крик стих, и снова стали
слышны голоса. Теперь Эльвира делилась с невидимками подробностями
интимных привычек Вовочки. Еще весь колыхаясь внутри, как
степлившийся студень, от пережитого ужаса, Вовочка встал на неверные
ноги и прошел на кухню. Кастрюля с борщом стояла на плите. Вовочка
взял со стола сахарницу и высыпал сахар в кастрюлю. Голоса разом
смолкли. Вовочка поднял над головой и швырнул об пол стопку тарелок,
выбил табурет из-под чьей-то задницы, взял спички и хотел было
поджечь занавески, но передумал и бросил спички в борщ. Туда же он
опорожнил пепельницу. Кто-то осторожно, роняя все на своем пути,
пятился к выходу из кухни; потом побежал и упал, вскочил и побежал
дальше. Вовочка торжествующе захохотал. Ему стало легче. Немного не
довершив разгрома, Вовочка выглянул в прихожую. Никого не было.
Дверь осталась приоткрытой, и за дверью была просто лестничная
площадка. Кошмар кончился, понял Вовочка, и заторопился - вниз, вниз
по лестнице, на второй этаж, на первый, на улицу...
Ох,
не стоило ему торопиться! У дверей подъезда стояли часовые, прямо
напротив двери, в песочнице, было оборудовано пулеметное гнездо, а
на въезде во двор громоздился, растопырив во все стороны стволы
пулеметов и пушек, пятнистый многобашенный танк. Пока ошалевший
Вовочка понимал, что к чему, к нему подошел офицер в форме
внутренних войск; на одном плече его был погон с четырьмя маленькими
капитанскими звездочками, а на другом - с одной средних размеров
майорской.
-
Гражданин Беззубкин? - скучным голосом спросил капитан-майор.-
Пожалуйста, встаньте вот сюда, к стенке. Так, ноги на ширину плеч,
руки можно за голову... Азизов, Алиев, Аванесян - ко мне! Становись!
Товьсь! Гражданин Беззубкин, ваше последнее слово.
-
Последнее?- переспросил Вовочка.- Как это - последнее? За что?!!
-
Зафиксируйте: последними словами гражданина Беззубкина были слова:
'Как последнее' и 'За что',- сказал капитан-майор вынырнувшему
из-под его локтя плюгавенькому солдату с блокнотом.- Упускаете шанс,
Беззубкин,- усмехаясь непонятно чему, сказал он Вовочке.- Как знать,
Владимир Иванович, может быть, от вас сейчас судьбы мира зависели?
А, ладно,- сказал он как бы сам себе, - подождем немного, авось, что
и придумается... Даю вам минуту на размышления. Время пошло.
Это
была, наверное, самая длинная минута Вовочкиной жизни. Густой
непробиваемый туман, обволакивающий все извилины, не давал пробиться
ни единой мысли - Вовочка только и мог, что переводить глаза с
одного автоматного зрачка на другой, потом на третий, и обратно.
'Азизов, Алиев, Аванесян, - думал он.- Почему они все на 'А'? Это
неспроста...'
-
Минута прошла,- сказал капитан-майор, пряча в карман часы.- Итак,
ваше последнее слово?
В
глазах у Вовочки померкло, и он только и смог, упав на колени,
простонать:
-
Братцы! Отпустите, Христа ради!..
-
Это все?- разочарованно спросил капитан-майор.- Это-то нам как раз
очень просто сделать. Идите, Владимир Иванович. Но только в дом.
Выходить вам пока нельзя. Когда придет час, вам все объяснят. Идите.
Вовочка не двинулся с места, а капитан-майор повернулся и пошел
прочь какой то совсем не офицерской походкой, устало волоча ноги, и
Вовочка слышал, как он бормочет: 'Говно народ. Раз в тысячу лет,
может, выпадает такое... Раньше вон душу за это продавали, а теперь
- отпустите да отпустите...'
Не
помня себя, Вовочка вплыл в подъезд. Сил не было никаких и ни на
что, даже на то, чтобы добраться до квартиры, и он сел на ступеньку
и сидел долго, обняв толстенный железный прут перил и уставившись
взглядом на щербину в кафельном полу - выпавшая плитка была как
пустое место между зубами. Беззубкин, подумал он. Судьбы мира,
говорит, были в твоих руках. Шанс, мол, упустил: До него стало
доходить - медленно, но стало. Ах, черт! Вовочка вскинулся, чтобы
бежать обратно и искать этого странного капитана-майора, но вспомнил
пустые зрачки автоматов и остался сидеть. Второй раз он мог не
отделаться так легко.
Внизу бухнула дверь подвала, и поднялись наверх две девушки
странного вида - затянутые в черное трико и в белых шляпах на
головах.
- О!
Джентльмен! - сказала одна.- Джентльмен, пойдемте с нами!
-
Куда? - осторожно спросил Вовочка. Шпионки, мелькнуло в голове.
Их-то и караулят под дверью:
-
Вам будет интересно,- сказала вторая.- Играет музыка, и все танцуют.
Вы танцуете?
- Не
знаю,- сказал Вовочка.- Смотря что.
-
Блэкаут, например,- сказала одна.
-
Можно и рэдаут,- сказала вторая.
- Но
там нет люстры,- возразила первая.
-
Идемте?- спросила вторая.
-
Иду,- сказал Вовочка.
Кряхтя, он поднялся на ноги и двинулся следом за девушками. И тут же
чуть опять не упал: их черные, с высоким воротником трико, имели
солидных размеров вырезы в форме сердца, и не где-нибудь, а на
ягодицах. На правой ягодице у одной был нарисован приоткрытый рот, а
у другой - подмигивающий глаз.
Весь
в поту, не зная, куда смотреть и что думать, судорожно хватаясь за
надежные перила, Вовочка добрался до четвертого этажа. Не стучась,
девушки вошли в квартиру. Вовочка помялся на пороге и вошел следом.
На него тут же обрушилась мягкая какофония звуков: сумрачная музыка,
голоса, механическое гудение. Его провожатые задержались перед
зеркалом, поправляя что-то в своей внешности, подрисовывая какие-то
подробности - и тут Вовочка неожиданно для себя громко сглотнул.
Девушки обернулись к нему.
- Вы
девственник?- удивленно спросила одна.
-
Нет,- хрипло сказал Вовочка, пытаясь взять себя в руки.
- Из
какого вы года?- чуть нахмурясь, спросила вторая.
-
Что?- не понял Вовочка.
- Вы
впервые на Треке?- догадалась первая.- И, наверное, из двадцатого
века, да?
- На
каком Треке?- спросил Вовочка.- Объясните мне, что происходит?
-
Ой,- сказала вторая,- вам так все объяснят, так объяснят!
Обе
засмеялись и, подталкивая друг дружку плечиками, вошли в комнату. И
тут же из комнаты в прихожую просунулся кто-то очень бородатый.
-
А-а!- радостно сказал бородатый.- Ну, заходите. Новенький?
-
Новенький, новенький,- наперебой из-за его спины заговорили
девушки,- еще ничего не знает, двадцатый век, серость:
-Так
тем же интереснее,- сказал бородатый.- Ну, входите же!
Комната была большая, в два окна, и находилось в ней
человек тридцать: стоя; сидя на различных предметах мебели, на
подоконниках, на полу; лежа на полу; находясь в замысловатых позах,
когда невозможно сказать, стоит человек, сидит или лежит. Посредине
комнаты выламывалось замысловатой формы что-то черное, и хотя это ни
на что не было похоже, Вовочке показалось вдруг, что это голая
негритянка, танцующая между кострами ритуальный возбуждающий танец.
Черное это издавало звуки, и все движения в комнате совершались
только в такт этим звукам. Девушки, приведшие Вовочку, прошли,
пританцовывая, между сидящими и лежащими, встали по обе стороны
этого черного и затанцевали так, как Вовочка никогда не видел и даже
представить не мог, что такое возможно. Потом ритм сменился, девушки
громко сказали: 'Хо!'-
и
тут стало происходить странное: в такт музыке их трико стало менять
цвет, а местами становиться прозрачным, как бы исчезать - окошечко
открывалось то тут, то там, и никак нельзя было догадаться, где оно
откроется в следующий момент:
-
Пойдемте,- бородач подергал Вовочку за руку.- Это сразу нельзя,
опасно.
-
Что?- не понял Вовочка.- Что опасно?
-
Эйфорофоника, - непонятно объяснил бородатый.- Сразу все нельзя.
Надо постепенно начинать, а то перегорите. Или будете, как вон те,-
он показал на троих молодых людей, сидящих неподвижно вокруг белого,
на вид очень тяжелого шара. Руки их, положенные на шар, светились
розовым, будто бы на просвет.
-
Наши оргаголики, прямо из лечебницы - и на Трек. Не помогает
лечение:- бородатый засмеялся. Они вошли в смежную комнату. Там было
внезапно тихо, будто все звуки остались за дверью - незакрытой
дверью.
- А
лечение: от чего?- осторожно спросил Вовочка.
- От
оргаголизма,- сказал бородатый.- Им там пытаются вмонтировать
отвращение к наслаждению. Страшное дело. Уже не человек после этого.
Но и так - тоже не человек.
- А:
вы?..- осторожно продолжал расспросы Вовочка.
- Мы
меру знаем,- сказал бородатый.- Садитесь вот.
Он
пододвинул Вовочке мягкий стул. Вовочка сел. Бородатый сел напротив
него на край стола, обхватил колено руками.
-
Устали?- спросил он.
-
Да,- сказал Вовочка.- А откуда вы знаете?
-
Все через это проходили,- сказал бородатый.- Вынимают и сразу такую
взбучку задают: Кто не первый раз, те все-таки что-то помнят,
соображают, а кто впервые:- он засмеялся.- Ну, ничего. Побудете пока
с нами, потом пойдете. Они обычно первыми вызывают тех, кто недавно
на Треке, так что долго ждать не придется.
-
Чего - ждать?- спросил Вовочка, чувствуя вдруг, что желудок его
начинает медленно падать вниз,- Чего - еще - ждать?
- Да
не волнуйтесь вы,- сказал бородатый. - Ну, поговорят с вами. Люди,
такие же точно. Тесты же вы все уже прошло, я думаю. Вы из какого
года?
-
Э-э...- попытался вспомнить Вовочка; не сразу, но получилось: - Из
тысяча девятьсот восемьдесят девятого.
-
Далеко забрались,- почесал бороду бородатый.- Я из две тысячи
двадцатого, и то один из самых ранних. Остальные тут кто из
сороковых, кто из шестидесятых... Все глубже и глубже роют. Ох, до
чего же они дороются?
-
Кто роет?- спросил Вовочка.
- Мы
их зовем черпальщиками,- сказал бородатый,- Они из двадцать третьего
века. Считают, что мы неправильно живем... да они сами все вам
объяснят. Правильно, неправильно - кто разберет, правда? Живем, как
можем, а можем так, как получается...
В
дверь просунулась одна из девушек - запыхавшаяся, раскрасневшаяся,
вся в улыбке:
-
Это вы - Беззубкин? Вас зовут.
-
Меня? - Вовочка обмер.
- Ну
да, конечно. Они первачков стараются пораньше пропустить.
-
Может, не ходить?- повернулся к бородатому Вовочка.
- А
что будете делать?- спросил бородатый.- Трек закроют, выключат
все... Да не бойтесь, идите. Только слушайте их там повнимательнее
да вопросов лишних не задавайте. Вообще вопросов не задавайте. Ну,
как говорится, ни пуха!
- К
черту, - пробормотал Вовочка и пошел за девушкой. На лестничной
площадке стоял тот самый плюгавенький солдатик с блокнотом.
-
Пойдемте, - сказал солдатик. Они спустились на второй этаж и вошли в
квартиру - как раз под Вовочкиной. Там было что-то вроде канцелярии:
стоял стол, несколько шкафов, и сидели двое, пожилые, усталые,
чем-то неуловимо похожие люди. Только одни был мужчиной, а другая -
женщиной. Но это улавливалось не сразу.
-
Здравствуйте, Владимир Иванович,- сказала женщина.- Вот и настала
пора поговорить лично.
-
Здравствуйте,- сказал Вовочка, еще не понимая, как вести себя: нагло
или подобострастно.- Но я вас не знаю.
-
Разумеется,- сказала женщина.- Можете называть меня Розой, а его -
Исидором. Мы черпальщики и работаем в том числе с вами. Сегодня
состоялась первая ваша выемка, по поводу чего примите наши
поздравления.
-
Простите,- сказал Вовочка,- Вы не могли бы объяснить это все
поподробнее?
-
Позвольте мне,- сказал Исидор.- Мы работаем, как вам, очевидно, уже
сказали, в двадцать третьем веке. Там и живем. Живем довольно
сложно. Я не буду вдаваться в детали, вам это трудно понять, да и не
ваши это проблемы. А наши. Мы проследили корни этих наших проблем и
убедились, что они начинаются от существования в обществе людей
балластного типа, то есть людей с нейропсихической структурой
эндофугальной организации...
-
Исидор, братан, извини,-сказала женщина,- но так ты ничего не
объяснишь. Извините и вы его,- сказала она Вовочке и улыбнулась,- у
него с русским языком вашей эпохи напряженка - негде изучать. Он
хочет сказать вот что: мы выявляем в обществе людей, которые не
несут в нем никаких функций. То есть они занимают место, но не
работают. Или только изображают работу. И еще: когда я говорю
'место' или 'работа', то это очень широкое понятие, по всей ширине
семантического поля, просто мне приходится в разговоре с вами
использовать знакомые вам слова. В обществе есть много работ,
скажем, работа преступника - это тоже для нас работа. То есть мы
делаем вывод о полезности того или иного члена общества на основании
его противодействия социальной энтропии...
-
Как любили в простонароде говаривать в ваше время: по конечному
результату,- вставил Исидор.
-
Ваш великий современник Лев Николаевич Гумилев - вы не были знакомы
с ним?- предсказал, а правильнее сказать, на кончике пера открыл
существование социальной энергии; понадобилось очень мало времени,
чтобы понять, что существует и социальная энтропия, которая угрожает
в наше время всему человечеству. И вот для преодоления социальной
энтропии предложено было несколько проектов, в том числе наш, а
именно: дренирование прошлого и изъятие тех субъектов, которые
наиболее увеличивают энтропию. Вот вы, Владимир Иванович,
потребляете социальную энергию в очень больших количествах, но с
чрезвычайно низким КПД. Выход энтропии у вас порядка девяноста двух
- девяноста шести процентов. Это вовсе не значит, что вы обречены на
такое положение природой. Да, ваша нейропсихическая схема такова,
что в рамках существующего, а точнее сказать, самопроизвольно
складывающегося положения вещей вам трудно добиться более высокого
КПД. Для этого мы и изъяли вас на время из вашей реальности - если
быть точным, на одну секунду, - и поместили сюда, на Трек, в
перпендикулярно текущий поток времени. Здесь с вас сняли матрицу, и
онейроническая система заставила эту матрицу прожить пятьдесят ваших
жизней по двадцать лет каждая - то есть с двадцати пяти до сорока
пяти биологических лет,- добиваясь наименьшего выхода энтропии. В
последней модели, которую вы помните, выход энтропии был сокращен до
восьмидесяти четырех процентов. Это по-прежнему очень много, и
выпустить вас с таким результатом мы не имеем права. Поэтому вам
предстоит очередной цикл с комплексом тестов по окончании.
- Вы
сказали: 'Которую вы помните',- Вовочка сам не узнал своего голоса:
голос был тихий и абсолютно мертвый.- Вы так сказали... Это
значит?..
-
Конечно. Это значит, что этой вашей жизни: в роли третьестепенного
поэта, с женой Эльвирой,- предшествовали сорок девять других
моделей. Но там выход энтропии был гораздо большим.
-
Значит, я - матрица? Так вы сказали?
-
Да. Когда, изменяя эту матрицу, мы достигнем приемлемых результатов,
то мы омолодим тело на двадцать лет, вмонтируем в него эту матрицу и
поместим в поток времени в нужном месте.
Это
Вовочка слышал, но уже не воспринимал. Ужас от потери себя охватил
его целиком.
-
Это насилие,- прохрипел он,- Я буду жаловаться! Я буду жаловаться!!!
Где ваше начальство?!!
-
Добраться до нашего начальства нам с вами будет довольно трудно,-
улыбнулась женщина Роза.- Дело в том, что мы с вами существуем
только в памяти онейронической системы в виде информационных
пакетов, не более того. Настоящий Владимир Иванович Беззубкин
находится в анабиозной ванне и ждет, когда вы воссоединитесь с ним.
-
Докажите!- запальчиво закричал Вовочка.
-
Пожалуйста,- сказал Исидор.- Идите за мной.
Они
вышли из квартиры и стали спускаться вниз. Вовочке почему-то
почудилось, что он уже вот так же точно спускался по лестнице - в
подвал - в темноту подвала - и после не было ничего, все
обрывалось... непонятно... Он шел, будто бы наступая в собственные
следы. Исидор отвалил тяжелую дверь, и они вошли куда-то: огромный,
не видно конца, подземный зал, решетчатые мостики под потолком, а
внизу - маслянисто поблескивающая черная поверхность воды,
поделенная тонкими перегородками на продолговатые прямоугольники.
-
Спустимся?- предложил Исидор.
Вовочка молча кивнул.
Они
стали спускаться вниз по крутой подрагивающей металлической
лестнице. Потом Исидор вел его куда-то, потом сказал: 'Здесь'.
Под
Вовочкой была ячейка этого громадного бассейна, и на поверхности
воды плавала оранжевая дощечка с надписью черными буквами: 'АМ870033
БЕЗЗУБКИН ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ' и еще какими-то непонятными знаками. А
под табличкой, под водой, странно нечеткое, растекшееся, белело
голое тело с характерным родимым пятном у пупа.
-А-а-а!!!- закричал Вовочка - и дальше он уже ничего не помнил.
:Владимир Иванович Беззубкин, главный редактор
литературно-художественного и общественно-политического журнала
'Юная листва' побрился, поковырял пальцем не вовремя вскочивший
прыщик на подбородке, вырвал торчащий из носа волосок и пошел
завтракать. Ника, уютно кутаясь в халатик, разливала чай. Владимир
Иванович потрепал ее по попке, сказал что-то шутливое, съел гренку с
сыром и потопал на работу. По утрам он всегда ходил пешком. Он
чмокнул в щечку секретаршу Дашеньку и прошел в свой кабинет. Сегодня
было очень много дел...
Заглянула Дашенька.
-
Владимир Иванович,- мелодично сказала она,- там этот пришел,
вчерашний: Лазарчук его фамилия.
-
Фантастику принес? Гоните его в шею!
1988 |