Дмитрий ЗАХАРОВ
'ГОРДЫНЯ - ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА'
интервью с А.Лазарчуком
Второго мая с очень кратким, но
дружественным визитом наш город посетил крупнейший российский
писатель-фантаст, лауреат премий 'Бронзовая улитка', 'Странник',
'Лунный меч', премий Еврокона и многих других, Андрей Лазарчук. Его
принимали Александр Морозов - художник и соратник по борьбе, а также
ваш корреспондент - читатель и почитатель.
Он - автор, сочетающий в своих произведениях
динамичный сюжет с глубоким философским подтекстом. Живёт и работает
в Красноярске. Его перу принадлежат романы: 'Опоздавшие к лету', '
Посмотри в глаза чудовищ', 'Все способные держать оружие',
'Транквилиум', - немалое количество повестей, среди которых есть и
'Там, вдали за рекой', рассказывающая о печальной судьбе города
Петровск-69 и Комплекса в горе (!).
По собственному признанию, писать начал ещё
в первом классе школы. В восемьдесят третьем году один из его
рассказов опубликовал 'Красноярский комсомолец', а потом в альманахе
'Енисей', работавшем с молодыми авторами, ему объяснили, что всё,
что он делает, никакого отношения к литературе не имеет. Лазарчук не
поверил, и выиграл гран-при международного конкурса короткого
фантастического рассказа. 'Это, - говорит он, - придало наглости, то
есть для меня местных авторитетов не осталось, и чтобы они ни
говорили и ни писали, - меня это волновало в малой степени'. В
девяностом году вышла его первая книга, и с тех пор поклонники
фантастики с затаённым дыханием ждут новых произведений раздумчивого
красноярского писателя. За эти годы Лазарчук успел поучаствовать в
проекте 'Время учеников', продолжив, с согласия Бориса Стругацкого,
жизнь мирам братьев, а также получить несколько самых престижных в
отечественной фантастике премий (которые благополучно сдал в музей).
Сам же себя фантастом не считает и называет направление, в котором
работает, турбореализмом.
- Андрей Геннадьевич, а как бы вы объяснили,
что такое турбореализм?
- Началось всё это лет десять-двенадцать назад,
когда несколько человек, включая меня, стали пытаться разобраться,
что, собственно, мы пишем. Формально - фантастику, а сами её так не
воспринимаем. И для того, чтобы себя как-то обозначить, использовали
этот термин, придуманный Владимиром Покровским. Турбореализм - это
взгляд на современность - под другим углом зрения. Реализм относится
ко всему окружающему как к некоему факту, фантастика подчёркнуто
что-то измышляет и с этим вымыслом оперирует. А авторы, работающие
осознанно или неосознанно в направлении турбореализма, относятся к
окружающему миру как к вымыслу.
- Кто ещё из писателей относит себя к этому
направлению?
- Осознанно - А. Столяров, Э. Геворкян и всё.
Неосознанно - большая плеяда людей, начиная, наверное, составителями
мифов, поскольку любой миф относится к нашему определению
(турбореализма) - трактует как истину то, что происходит в
воображаемом мире. Так что, видимо, это достаточно старое
литературное направление. И когда-то оно доминировало.
- Сколько же ему по вашим оценкам лет?
- Скорее всего, не меньше, чем основному
направлению литературы, и уж во всяком случае, больше, чем
традиционному реализму, который может себя числить где-то с
шестнадцатого, восемнадцатого веков, но никак не раньше.
- Кто составляет аудиторию Лазарчука?
- Это я сам хотел бы знать. Ну, во всяком
случае, это не типичная аудитория читателей фантастики, которые, по
классификации 'Книжного обозрения', молодые необразованные мужчины.
Моя аудитория - это, видимо, взрослые образованные люди, независимо
от пола.
- Андрей Геннадьевич, а каковы ваши
литературные пристрастия? С какими книгами произведения Лазарчука
чувствовали бы себя уютно на одной полке?
- Ого! Вот это так сразу? Дело в том, что мои
пристрастия как читателя сильно отличаются от моих пристрастий как
автора. Я не совсем тот писатель, которого я хотел бы читать. Я
люблю вещи не громкие, но те, которые с первого раза не
прочитываются. На выбор моей первой профессии (хирурга) очень
повлиял Юрий Герман. А вообще люблю Хемингуэя, Ремарка, Чехова, Юрия
Давыдова, Морриса Семашко, Виктора Конецкого, Булата Окуджаву как
прозаика. Но рассчитывать на то, что я поставлю что-то на полочку
рядом с ними, я просто не смею. Любить Достоевского сложно, я его
читаю каждый раз с ужасом, но это затягивает.
- А каковы ваши отношения с коллегами по цеху?
- Я думаю, очень хорошие. Есть несколько лиц, к
которым я равнодушен - это максимум отрицания, которое я могу во
что-то вложить.
- Тогда о другой пишущей братии - об 'акулах
пера'. Не было ли у вас каких либо неприятных инцидентов с
журналистами?
- Да нет. Мне так все хорошие люди попадаются.
Полных подлецов не встречал. Просто некоторые люди считают, что
могут писать обо всем. Иногда это раздражает, - я не понимаю, чего
они хотят, да, скорее всего, они сами этого не понимают.
- А любимое СМИ у вас есть? Телеканал, журнал,
которому симпатизируете?
- Таких, чтоб прямо фанател, нет. Телевидение -
и местное (государственное, 'Афонтово') и центральное - смотрю с
одинаковым равнодушием. Усваиваю, но не оцениваю.
- Газеты читаете?
- Газеты читаю, сколько оторву, столько и читаю
(смеется). На самом деле не читаю давно, кроме, может быть,
'Известий'. У меня есть нелюбимые газеты: не буду их называть, а вот
любимых нет.
- Из той прессы, которой вы все-таки уделяете
внимание, отслеживаете ли политические события? Или вы интересуетесь
играми сильных мира сего исключительно при необходимости?
- Нет (вздыхает). Я, наверное,
интересуюсь политикой и вне необходимости, но интересуюсь, как-то
абстрактно. В этом деле (политике) есть очень много сюжетов - вот
именно сюжетообразующая структура меня и интересует. Также как в
литературе - жизнь, в основном, состоит из сюжетов.
- Я неспроста спросил про политику. В вашем
романе 'Все способные держать оружие' существует независимое
сибирское государство. В свете последних губернаторских выборов,
когда тема регионального сепаратизма обсуждалась и обсуждается, как
вы относитесь к воплощению подобного сюжета в жизнь?
- Крайне отрицательно. В книге ведь всё
образовалось вынуждено. Как можно относиться к жуткому рубцу на
брюхе, оставшемуся после операции? Понятно, что операцию нужно было
проводить, но рубец всё равно жуткий. Я противник всяких
сепаратистских штучек. И даже, наоборот, у меня, возможно, имперские
настроения.
- Насколько все-таки имперские? А то вот наш
земляк Бушков, к примеру, признался, что он фашизму симпатизирует.
- Это его проблемы. Он всегда симпатизировал
чему-то подобному - то коммунизму, то фашизму. С этим всё спокойно.
Что же касается меня, то во 'Всех способных держать оружие' есть
фраза: 'я симпатизирую империи и монархии чисто по эстетическим
соображениям'. Исходя из того, что политика - искусство возможного,
здесь может прозвучать два ответа: то чему я симпатизировал бы в
нынешних условиях, и то, что в неких возвысях. Если из того, что
сейчас, то, наверное, парламентская демократия западного типа с
сильной исполнительной (президентской или
конституционно-монархической) властью. Если построение идеального
общества - на пустом месте, на свободном материке, на другой
планете, то я мог бы порассуждать здесь больше или отослать за
консультацией к старику Хайнлайну, с которым по вопросам
строительства очень-очень схожусь.
- Хорошо. Но вернёмся к нашей литературе.
Однажды братья Стругацкие опубликовали список из девяти своих самых,
по их мнению, удачных произведений. Если бы подобный список
составляли вы, то что бы в него вошло?
- 'Транквилиум', 'Посмотри в глаза чудовищу',
'Опоздавшие к лету', наверное, в этой последовательности. И на этом
список можно закрыть.
- Давайте обратимся ко второму роману вашего
списка. Книга 'Посмотри в глаза чудовищ' была написана в соавторстве
с ещё одним известным красноярским фантастом Михаилом Успенским.
Показалось ли вам удачным это сотрудничество, и планируете ли вы
работать с ним дальше?
- Мы написали с ним совместный рассказ и у нас
уже есть глубокая проработка нового романа под названием
'Пролетарская машина времени - Красный Янус'. Это будет тематическое
продолжение 'Чудовищ'. И, видимо, дальше тоже будем сотрудничать,
потому что образовавшийся новый автор, а мне кажется, что это
действительно новый автор, не похожий ни на кого из исходных -
весьма раздумчив и, возможно, весьма плодовит.
- Значит, нас ждёт новый дуэт фантастов, новые
Стругацкие?
- Нет. Новые Стругацкие - это невозможно, да и
никому не нужно. А дуэтов в фантастике много - какая-то особенность
жанра.
- Но это будет долговечный дуэт?
- Если ничего плохого не случится, то почему бы
нет? Работать вдвоём нам понравилось.
- А почему главным персонажем 'Посмотри в глаза
чудовищ' стал Николай Гумилёв, а например, ни Блок или Маяковский?
- Можно я подумаю? Дело в том, что вся эта вещь
родилась спонтанно, где-то за два часа разговора - очень
напряжённого, на уровне медитации. Причём, всему этому
предшествовали какие-то необычайные явления: мы поднялись в гору,
сели под одиноким деревом, начали разговор, нас накрыло дождём, мы
спрятались от него и, чтобы скоротать время, стали сочинять роман. И
получилось очень интересно: мы, кажется, придумывали что-то, а потом
уже, после того, как сочинили текст, находили этому подтверждение
уже стороннее - загадка катынского расстрела, история самоубийства
Маяковского (был убит на дуэли): То есть это был какой-то момент
прозрения.
- А как вы относитесь к критике Андрея
Столярова, который сказал, что можно было бы писать роман, можно
было не писать, и незачем было тревожить прах Гумилёва?
- Я отношусь ко всему сказанному спокойно.
Андрей Михайлович может критиковать, не критиковать - это его личные
проблемы. В конце концов, его вкусы как читателя меня колышат очень
мало.
- Продолжая разговор о вашем творчестве, нельзя
не вспомнить повесть 'Мост Ватерлоо'. Там присутствует спор главных
персонажей - Петера и Шанура. Один из них - рационалист, другой -
идеалист, а чья позиция наиболее близка вам, Андрей Геннадьевич?
- Да обе они мне близки. Оба персонажа мои, оба
- почти я. На самом деле, я сам с собой каждый раз веду такие споры.
- Как истинный железногорец, не могу не задать
вам вопрос по другой вашей повести 'Там, вдали за рекой'. В ней
фигурирует город Петровск-69 (слепок с нашего) с Комплексом в горе.
Судьба городка и его жителей трагична, а что вы думаете о
перспективах Красноярска-26 в действительности?
- Ну, в моей повести-то происходят определённые
внешние катаклизмы. Если никаких неприятностей не случится, я думаю,
города закрытого типа, которые не сосредоточены вокруг одного
производства, вполне способны выжить. И даже получить дополнительный
толчок. А вот те, что завязаны с сольным предприятием, ставшим
ненужным, это страшная ситуация. И тогда людей надо либо расселять,
либо ещё что-то делать: у вас ситуация хоть и тяжёлая, но какая-то
перспектива есть. Я верю, вы выкарабкаетесь из нее.
- Верите: Андрей Геннадьевич, а вы вообще
человек верующий, и если да, то во что?
- Это очень сложный вопрос. Я верующий скептик
по отношению ко всему и, наверное, этот принцип - святое, хотя я и
его подвергаю сомнению. Мне никогда не удаётся получить железных
доказательств существования чего-либо, а без них верить трудновато.
- Не верите на слово?
- Ни на слово, ни на жест, ни на ощупь.
- Ваш персонаж Николай Гумилёв говорит, что
дьявола не существует, и всё зло в этом мире проистекает от людей.
Вы согласны с Николаем Степановичем?
- Наверное, да. Дьявол, Бог - это слишком
человеческое - я не знаю, могут ли они существовать вне людей. Я
действительно не могу себя заставить поверить. У меня нет позыва
верить. 'Верить - значит принимать нечто за истину без
доказательств' ('Мост Ватерлоо'). С другой стороны, я понимаю, что
на сегодняшний день религиозная этика - вершина человеческих чувств.
В этическом смысле я вполне могу считать себя христианином, но в
церковь не хожу - считаю, что это род суеверия. Мне не нужен
посредник в общении (с Богом). Может быть, это гордыня, но в силу
этого человек достиг того, чем является сейчас. Гордыня - двигатель
прогресса.
- И как же гордыня создавала Андрея Лазарчука?
С чего всё началось?
- Всё началось с санатория под городом Сочи -
семилетний ребёнок без родителей на полгода, обстановка
совершеннейшей тоски, скуки, весьма недружелюбный детский коллектив,
и при этом все рассказывали истории. И тогда тихо сидя в уголке, я
что-то написал в тетрадке, даже не помню о чём. А потом я очень
зажался с этим, стеснялся писать, не думал, что когда-то у меня
будет что-то получаться. Потом, уже учась в Красноярском
медицинском, стал заниматься в театре миниатюр, писать сценки,
стихотворные пародии, дальше - больше. И, наверное, в какой-то
момент преодолел страх перед чистым листом. А когда я получил
гран-при международного конкурса короткого фантастического рассказа,
я понял, что среди таких же, как я, оказываюсь в лидерах. А мне
всегда хотелось быть на первых ролях, но никогда не получалось.
Дальше был уже вопрос времени.
- И на каком же этапе возник писатель Андрей
Лазарчук?
- А его ещё нет как такового. Он в процессе
создания. В процессе творчества всегда есть два пути: сделать то,
что у тебя получается лучше всего или попробовать себя в чём-то
новом. Вот меня всегда тянет на второе. Может быть, поэтому и нет у
меня сверхпопулярных вещей. Предлагают: 'Сделайте ещё альтернативный
боевичёк в духе 'Всех способных держать оружие', - а мне это уже не
интересно. Наверное, это когда-нибудь прекратится, я пойму, что
накопил достаточно опыта, чтобы не соваться на бездорожье. Вот тогда
появится писатель Андрей Лазарчук.
- Очень интересно. Но, по-моему, нынешнему
этапу вашего творчества можно только позавидовать. Вы - лауреат
многих престижных литературных премий. А какая из них наиболее
дорога?
- Хм: 'Великое кольцо', - самодеятельная премия
клубов (любителей фантастики). На самом деле, я к премиям
равнодушен. Для меня важно не то, что я не получаю какую-то премию,
а когда её рядом дают тому, чего не должно быть вообще.
- А так часто происходит?
- Один раз было.
- Андрей Геннадьевич, а теперь представьте себе
такую ситуацию: приходит к вам молодой автор и просит прочитать его
работу. Вы бы стали с ним возиться?
- Обязательно. Это святое. Поскольку со мной
никто не возился - меня всегда били - я считаю, что должен делать
прямо противоположное.
- А такие примеры есть?
- Есть. В последнем номере журнала 'День и
ночь', который создан для молодых авторов и который редактируется
Романом Солнцевым, повесть Алексея Барона 'Те, кто старше нас' - как
раз тот случай.
- Среди тех, кто приходит с произведениями на
руках, большой процент имеющих задатки писателя?
- Вначале это никогда не ясно. Я считаю, что
очень многие люди действительно талантливы, но есть какие-то
внутренние запреты. Есть люди, которые неспособны переводить с
внутреннего языка на письменный и при всей их талантливости к
сочинительству писателя из них не получится. Есть те, кто не может
остановиться, переделывая свою вещь, причём, вещь от этого лучше не
становится - надо уметь остановиться вовремя. Нужен кураж, надо
понимать, что никто тебе не советчик, ты сам прекрасно всё знаешь.
Если ломаться после каждой неудачи - лучше не браться за это дело.
И, конечно, элемент везения должен быть. Масса перспективных
писателей сходила с дистанции, просто потому, что им банально не
везло: закрывались издательства, рукописи терялись, сгорали:
- Но ведь рукописи не горят.
- Горят-горят. А вообще работа писателя лёгкая
и приятная, но это очень рискованная стезя - до цели доходят не все.
Штука это очень рискованная:, но интересная.
- Ходили слухи, что вы собираетесь уезжать в
Петербург насовсем. Будет ли отныне красноярским молодым дарованиям
куда обратиться?
- Все узнают о моем отъезде раньше меня.
Народное творчество, не больше.
- И напоследок. Чего ждать от Андрея Лазарчука
его поклонникам в ближайшее (и не очень) время?
- Я на днях заканчиваю новый большой роман
'Царевна Несмеяна' уже анонсированный в издательстве 'Азбука'. Потом
собираюсь немножко отдохнуть, а осенью вместе с Успенским сяду за
'Пролетарскую машину времени':
P.S.: Когда верстался номер, нам стало
известно, что роман Андрея Лазарчука и Михаила Успенского 'Посмотри
в глаза чудовищ' получил премию Интерпресскона, как лучший
фантастический роман года.
Дмитрий
Захаров
28 апреля 1998 г.
Опубликовано в 'Сегодняшней газете
Красноярск-26' |